ГИМН

ШКОЛЫ №1 имени В.И. Сурикова

В час урочный в школе тишина,

На картинах нет пейзажей краше ,

Суриковской были старина

Будет вечно будет жить в музее нашем.

Припев:

Мы по Иннокентьевке  идём,

На урок зовёт звонок весёлый.

Здесь мы дружим, учимся, поём,

Суриковцы первой школы.

Мы по Иннокентьевке идём…

Вместе мы растём из года в год,

Вместе нам внимать заветной лире,

В песнях «Россияночки» живёт

Славная душа родной  Сибири.

Припев:

Школа — наша гордость, наша честь,

Знаем, ей на верность присягая,

Всех в России школ не перечесть,

Только наша самая родная.

Припев:


Она не лицей она не гимназия, она обычная средняя общеобразовательная — наша школа, самая большая гордость которой – школьный музей «Быт времён В.И. Сурикова». А мог ли предполагать восьмилетний Вася Суриков, что, спустя много лет, в родном Красноярске, в школе, носящей его имя, появится суриковский музей.

Всю прекрасную коллекцию музея собрали по крохам за несколько десятилетий ученики и учителя нашей школы. А открылась она, в далеком 1977 году, когда, в быстрорастущем районе Иннокентьевский, встал вопрос о строительстве новой школы. Разместить подрастающее поколение было решено в новом здании, заложенном на месте бывшей начальной школы №28. После открытия, администрация, выступила с предложением создать школу такой, в которой были бы свои традиции, своя достопримечательность. Учитель русского языка и литературы Анастасия Николаевна Берина предложила увековечить в школе имя нашего земляка – художника Василия Ивановича Сурикова, который учился в школе №1 города Красноярска.

Сначала о музее никто не думал, а вот суриковский уголок Анастасия Николаевна со своими четвероклассниками оформила. И начались на уроках, а, зачастую, и после уроков рассказы о жизни художника, анализ его картин, сочинения по иллюстрациям… Умела Анастасия Николаевна так рассказать о том, чем увлекалась сама, что равнодушным остаться невозможно. И вот уже из других классов стали приносить ей суриковские иллюстрации, вырезки о выставках его картин, книги о талантливом земляке. Для такого количества материала уголок становится мал, и ребята начинают оформлять суриковский зал, находившийся в рекреации второго этажа. В 1980 году, школа, день рождения Василия Ивановича отмечала уже в этом зале. Художник Опарин О. В. оформил стенды с репродукциями В.И. Сурикова, отчеканил его портрет. А у Анастасии Николаевны возникает пока еще робкая мысль: «Вот если бы музей!».

Вскоре, идея была подхвачена всеми общественными организациями школы. Вовлекли в эту работу и родителей, жителей микрорайона, родных и близких, знакомых. Идея стала жить!

В то время на оформление средств не отпускалось, но школу поддержали шефы – комбинат индустриальных строительных конструкций и его первый директор А. И. Морквенас, взявшие на себя все материальные затраты.

В это же время была создана первая лекторская группа из учащихся старших классов.

Анастасия  Николаевна Берина пережила со своими учениками много трудностей на пути создания школьного музея. Негде хранить материал, и вот, экспонаты несут в квартиру к Бериным, негде выставлять? Анастасия Николаевна предоставляет свой учебный кабинет, который превращается  в центр по сбору и хранению материала. Недостаточно экспонатов для создания музея, и вот ее ученики ходят по домам, объясняют, уговаривают жителей передать вещи музею, и люди отдавали! «Искали где только можно,– вспоминает Анастасия Николаевна – Кто по доброте душевной дарил, а у кого приходилось долго выпрашивать. Да и не так-то легко расстаться человеку с фамильной реликвией».  Экспонаты собирали со всего края и за его пределами. Директор школы Асия Михайловна Денисенко привезла из Минусинска Тульский самовар, туески, макитру. Учителя приносили предметы быта:  расшитые полотенца, посуду, обувь, старинные кружевные скатерти.

24 января 1979 года школа первая, торжественно отметила 131 годовщину со дня рождения художника, а страна начала отмечать только с 135-ой.

Музей открыл свои двери  24 января 1981 года. Оформлял музей художник Виктор Гаврилович Черкашин. В 1984 году, получил официальный статус школьного музея. В 1998 году музею присвоено звание «НАРОДНЫЙ» В 1998 году в результате плодотворной работы педколлектива и администрации, школе присвоено имя В.И. Сурикова.

В школе уже сложились традиции. Ежегодно первоклассники принимаются в юные суриковцы. В начале учебного года они посещают музей, а потом их знакомят с детством Васи Сурикова. Члены совета музея дарят первоклассникам значки и обращение с призывом за годы обучения изучить творчество нашего земляка, бережно хранить традиции школы,  любить свой край, свое Отечество.

Музей проводит поисковую, исследовательскую работу, участвует в конкурсах, мероприятиях. Работает образовательная программа школьного музея «Есть память, которой не будет забвенья». Основными направлениями работы являются краеведческая, поисковая, исследовательская деятельность.

В 2006 году музей стал лауреатом краевого фестиваля «Россия. Молодость. Мечта», в 2008 году был выигран грант по программе «Социальное партнерство во имя развития».

В 2007 году музей участвовал в конкурсе «Суриковские вёрсты», который проводила Музей – Усадьба В.И. Сурикова к Суриковскому юбилею.

В 2011 году участвовал в проекте художественного музея «Искусство в городской среде», в 2012 году участвовал в проекте музея Мемориал победы «Путь к победе», и создавал выставку «Они нам завещали Отечество беречь…», посвященную двум Отечественным войнам.

Музей сотрудничает с музеем Мемориал Победы, музеем-усадьбой В.И. Сурикова, художественным музеем им. В.И. Сурикова, домом искусств.


О В.И. СУРИКОВЕ…

Суриков Василий Иванович (1848-1916)

Русский художник Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Отец Василия Иван Васильевич Суриков был губернским регистратором, а в прошлом казачьим офицером. Он великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать, Прасковья Федоровна, принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, впоследствии занимавшихся торговлей, была искусной вышивальщицей.

Василий учился в Красноярском уездном училище, с детства читал исторические книги, с интересом слушал старинные предания. Возможно, увлечение историей в будущем определило направление его творчества: Суриков стал историческим живописцем. Также художник обладал хорошими музыкальными способностями. Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, — на фортепиано. На художественные способности мальчика первым обратил внимание учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев. Гребнев много занимался с ним, возил его за город, где давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками.

В 1859 году после смерти отца семья будущего художника стала испытывать материальные трудности. Сам Суриков, чтобы поправить материальное положение семьи, в 1862 году оставил учебу и устроился в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Однако денег все равно не хватало, приходилось еще подрабатывать: расписывать пасхальные яйца, писать иконы на заказ.

В 1867 году рисунки Сурикова попали на глаза красноярскому губернатору П.Н. Замятину. Губернатор высоко оценил талант молодого человека и послал в Академию художеств прошение о приеме Сурикова учеником. Совет Академии согласился, однако уведомил, что стипендию ему назначить не может. Все расходы взял на себя золотопромышленник П.И. Кузнецов, городской глава Красноярска. Таким образом, 11 декабря 1868 года Суриков отправился в Петербург.

Однако с первого раза поступить в Академию художеств ему не удается. Суриков поступает в школу Общества поощрения художников к Дьяконову, где за три месяца проходит трехгодичный курс обучения. В августе 1869 года художник принят в число вольнослушателей Академии, а через год он был переведен в действительные слушатели и в натуральный класс.

В Академии Суриков учился с большим увлечением. За время обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы, выставлял свои картины на ученических выставках. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». В 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, где живет в имении своего мецената Кузнецова, на промыслах в Минусинской степи. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком».

В 1875 году художник пишет дипломную работу на христианскую тему «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агрипцы, сестры его Береники и проконсула Феста». За эту работу совет Академии художеств присуждает Сурикову звание классного художника I степени и ходатайствует о заграничной командировке художника. Однако Василий Иванович от командировки отказался, предпочтя ей заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве. Работы по росписи Храма были окончены летом 1878 года.

25 января 1878 года Суриков женится на внучке декабриста П.П. Свистунова Елизавете Августовне Шарэ.

Первым историческим полотном, принесшим широкую известность художнику, стало «Утро стрелецкой казни», оконченное в 1881 году. При написании этой картины Суриков изучает исторические документы, свидетельства очевидцев, делает большое количество этюдов с крестьян и знакомых. Произведение было выставлено на IX Выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года. М.М. Антокольский назвал «Утро стрелецкой казни» первой русской исторической картиной. Эта картина была приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему — «Меншиков в Березове» (1881-1883). При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Также на улице же Суриков повстречал девушку, которая послужила моделью для младшей Меншиковой. Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым.

Средства, полученные от продажи двух больших полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. В сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми — пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, затем Дрезден, после чего отправляется во Францию, в Париж. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей».

Вернувшись в Россию, Суриков приступает к созданию «Боярыни Морозовой». Здесь художник также не изменил своему методу: юродивого он нашел на толкучем рынке, типы монашек, боярышень — в селе Преображенском под Москвой. Картина была выставлена в 1887 году на XV выставке передвижников. И опять же Третьяков покупает картину.

В 1888 году умирает жена художника. Суриков впадает в глубокую депрессию, он не может работать, замыкается в себе. В следующем году по приглашению матери и брата художник с дочерьми посещает Красноярск. Там он вновь возвращается к жизни, пишет картину «Взятие снежного городка».

В Сибири у художника рождается замысел новой исторической картины — «Покорение Сибири Ермаком». Суриков пишет этюды в Минусинском крае, Тобольске, Красноярске, на Иртыше, а затем едет на Дон. Особенность картины заключается в том, что несмотря на то что живописец изображает страшную битву, на ней нет крови, трупов, искаженных болью лиц. Картина стала вершиной творчества художника.

Широкую известность получило еще одно историческое полотно Сурикова — «Переход Суворова через Альпы». Произведение впервые было показано публике на XXVII Передвижной выставке в 1899 году, в год столетия знаменитого Суворовского перехода. При написании этой картины художник посетил Швейцарию, чтобы своими глазами увидеть Альпы.

В 1895 году советом Академии художеств Василию Ивановичу Сурикову было присвоено звание академика.

Последняя картина Сурикова, показанная на передвижной выставке (в 1906 году) — «Степан Разин». Первый эскиз картины был сделан еще в 1887 году, а изменения вносились вплоть до 1910 года.

С 1905 года здоровье художника резко ухудшилось. В 1912 году живописец лечился в Берлине, а затем — в Крыму. В 1914 году художник последний раз посещает Красноярск.

Василий Иванович Суриков умер 6 марта 1916 года в Москве от болезни сердца. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище.

Картины Василия Ивановича Сурикова:

«Боярыня Морозова»

На этой картине Василий Суриков в образе одного человека — боярыни Морозовой изобразил историческое событие — церковный раскол, произошедший на Руси в 17 веке. Эпохальность этого события художник подчеркивает не только особая энергетика, исходящая от картины, но и огромные ее размеры. Работа над картиной заняла у автора около трех лет, а после ее завершения и окончания экспозиции на выставке передвижников, она была куплена за большую сумму для Третьяковской галереи.

Обычаи старообрядного христианства с раннего детства были знакомы Василию Сурикову, ведь сам он был сибиряком, а среди жителей Сибири старообрядчество часто практиковалось. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. В этот момент она подняла вверх руку и осенила себя крестным знамением, по-старообрядчески используя два пальца. Это и отразил живописец на картине.

Будучи отличным портретистом, Суриков мастерски показал различные чувства людей, изображенных на картине — на лицах читаются и смятение, и ужас, и гнев. Некоторые, негативно относящиеся к старообрядцам, улыбаются, на их лицах читается радость и довольство.

Год написания картины: 1887.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.

«Переход Суворова через Альпы»

Идея написания этой картины возникла у Василия Сурикова в сотую годовщину перехода через Альпы великого русского полководца Александра Суворова во главе своей армии, который он совершил в 1799 году. В работе над этой картиной, художник придерживался классических канонов написания полотен на историческую тему, из-за этого в ней присутствует некая театральность, вполне обычная для исторических картин, написанных предшественниками и некоторыми современниками Сурикова.

К теме мужества и героизма русского народа художник часто обращался в своих работах. Вот и на картине «Переход Суворова через Альпы», Василий Суриков пытается донести до зрителя все величие и высокий дух солдат российской армии, которые несмотря на все опасности, преодолели нелегкий путь через горы, совершив настоящий подвиг.

По мнению многих исследователей творчества Василия Сурикова, особые динамика и экспрессия, присутствующие на его полотнах, берут начало в происхождении художника. Выходец из старинной казачьей фамилии, настоящий сибиряк, Суриков сам был по натуре человеком деятельным и ярким.

На переднем плане картины автор изобразил самого главнокомандующего — Александра Суворова. Изображение его в первых рядах своего войска показывает его настоящим героем, по-отечески любящим своих солдат, и готовым пойти вместе с ними куда угодно. Тщательно проработанные лица солдат изображают различные эмоции, но на всех читается готовность выполнить свой долг до конца.

Год написания картины: 1899.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.

«Покорение Сибири Ермаком»

Во время посещения Сибири Василий Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и других. В 1891 году он приступил к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби. Изображая Ермака и его соратников, Суриков ставил своей целью изображение вовсе не исторической баталии. Изобразив драматический исторический момент, он показал казаков, которые сплотились вокруг своего предводителя, они спокойно делают свое воинское дело и покоряют Сибирь совсем не ради захвата новых земель, а для того, чтобы обезопасить с востока границы Русского государства. Прижатые к подножию высокого берега Иртыша, туземные воины — татары, остяки — яростно сопротивляются наступлению сплоченной казачьей массы. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины.

Год написания картины: 1895.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.

«Степан Разин»

Всем известна романтическая легенда о том, как предводитель крестьянского восстания атаман Степан Разин бросает в набежавшую волну свою возлюбленную — персидскую княжну. Этим сюжетом заинтересовался Василий Суриков и решил на его основе написать картину. Темы превосходства общественного над личным касались многие художники и писатели. Подумав, Суриков решил отказаться от традиционного изображения избитого сюжета и обратиться к внутреннему миру лихого атамана, чьи раздумья масштабны и грандиозны.

Полотно наполнено свободой, простором, светом. Заря красит мягким светом изображённое бескрайнее пространство, по реке, направляемая сильными гребцами летит большая ладья, пойманная художником в тот момент, когда она похожа на огромную птицу. Главный герой картины — погруженный в глубокие раздумья Степан Разин — изображен в центре картины, фоном для него являются паруса и гребцы.

Видно, что совсем недавно казаки со своим атаманом завладели неплохой добычей. Двое из них празднуют удачный набег, ещё один пьёт вино из чаши, другой устало облокотился на борт ладьи. Их атаман, полулежа на красиво украшенном седле и подперев рукой голову, находится в глубоком раздумье, что очень хорошо видно по его лицу.

Перед написанием этой картины художник выполнил множество этюдов с натуры. Самого Степана Разина Суриков писал с Ивана Савенкова — учёного из Красноярска. Но многие современники художника утверждали, что многие черты лица главного героя идентичны чертами самого Василия Сурикова.

Год написания картины: 1906.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.